Практика аудирования на курсах английского языка

Аудирование – это способность понимать на слух иностранную речь. Это первый этап освоения любого языка, в частности и родного. Вначале человек воспринимает информацию посредством слуха, далее учится говорить, и только после этого – читать и писать. Аудирование – это необходимая практика для развития коммуникативных навыков, на которые  в последнее время делается акцент, в т.ч. при изучении английского языка онлайн.

Задачи аудирования

В зависимости от того, какие задачи ставятся перед практикой аудирования, выделяются следующие его виды:

  • с полным пониманием текста («детальное прослушивание») – требует высокой концентрации внимания и памяти. Часто используется при работе с песней или стихом. После выполнения заданий студентам могут раздать печатный текст для просмотра слов и фраз, которые не удалось четко услышать;
  • с пониманием основного содержания – для этого преподаватель читает текст два раза. При работе с большими текстами допустимы небольшие логические паузы;
  • с выборочным извлечением информации – практикуется для тренировки навыка выделять и запоминать важную информацию, игнорируя второстепенную. Для этого текст зачитывают всего один раз. Этот способ часто применяют на экспресс курсах английского языка онлайн.

Материалы для аудирования

Для успешной практики аудирования выбираются познавательные аудиоматериалы, соответствующие возрасту, интересам, волнующим проблемам аудитории. 

Среди доступных средств для аудирования у студентов популярны:

  • аудиозаписи и аудиокниги;
  • фильмы и видео;
  • песни на иностранном языке;
  • передачи по ТВ и радио;
  • подкасты.

Выбор материала для аудирования должен в первую очередь определяться уровнем знаний слушателя. Тексты, используемые на онлайн курсах английского языка для продвинутого уровня, будут слишком сложны для новичков.

Трудности аудирования

Общение на иностранном языке в естественной среде будет неизбежно сопровождаться различными трудностями. Поэтому важно, чтобы слушатели онлайн курсов английского для школьников в процессе обучения также столкнулись с ними и научились их преодолевать.

Существуют трудности, связанные с языковыми аспектами и с особенностями речи. В первую группу входят следующие подгруппы:

  • фонетические – вызваны отсутствием четкой границы между звуками в слове и между словами в речи, расхождением в написании и произношении, значимостью долготы и краткости, открытости и закрытости звука и другими различиями между иностранным и родным языками.

Любые индивидуальные особенности произношения (манера общения, тембр голоса, акцент, возможные дефекты речи) вызывают сложности с восприятием. Решение проблемы одно – с начала курса английского для начинающих онлайн как можно больше слушать речь носителей иностранного языка, чтобы привыкнуть к ней.

  • грамматические – связаны с присутствием в иностранном языке таких грамматических форм, которых нет в родном. Восприятие фразы предполагает ее разделение на отдельные элементы: интонации, паузы, логическое ударение.
  • лексические – вызваны наличием незнакомых слов в тексте. Студентам языковых школ, в т.ч. онлайн курсов переводчика с английского, важно научиться воспринимать материал в целом, а непонятные слова и фразы стараться предугадать.

Трудности, связанные с особенностями речи, возникают из-за ограниченности знаний о другой стране и трактовкой речи с позиции собственных норм и культуры. Для правильного понимания носителя необходимо знать социокультурные и социолингвистические особенности иностранного языка.

Как организовать работу с аудиоматериалами

Практика аудирования осуществляется в три последовательных этапа:

  • предтекстовый;
  • текстовый;
  • послетекстовый.

На предварительном этапе устанавливается контакт между преподавателем и студентом. Главная цель – настроить и подготовить к прослушиванию материала. Для этого преподаватель создает зрительные опоры. Это могут быть название зачитываемого текста, список незнакомых и сложных слов и фраз, перекликающиеся с материалом изображения. Чтобы заставить студентов мыслить в нужном направлении, можно задать некоторые вопросы, связанные с уже известным названием текста, предполагаемым содержанием, предоставленными иллюстрациями т.п.

Далее необходимо проработать незнакомую слова и сложные конструкции. Подготовительный этап очень важен, т.к. настраивает на работу, вовлекает в тематику, дает мотивацию и предупреждает возникновение трудностей.

После тщательной подготовки следует текстовый этап – непосредственное прослушивание информации. При этом слушатели стараются уловить содержание, тематику, факты. Перед началом прочтения преподаватель может дать некоторые ключи, на которые следует обратить внимание.

На послетекстовом этапе происходит проверка степени понимания текста, а также проработка других навыков речевой деятельности. Для этого студентам даются задания, например, заполнить пробелы, отметить правдивые и ложные утверждения, расположить предложения в хронологическом порядке, выбрать верный ответ, соединить две части предложения, составить план и вопросы к тексту и т.п. Эта группа заданий развивает навыки письма и чтения.

Аудирование также помогает совершенствовать говорение. С этой целью на послетекстовом этапе студентам дают следующие упражнения: ответить на заданные вопросы, подвести итог, провести дискуссию, обосновать согласие или несогласие с автором, пересказать текст своими словами и т.п.

Аудирование – это очень полезный и познавательный способ обучения. Хорошее понимание на слух иностранной речи является основой успешной коммуникативной деятельности.

 

0
Наверх