Как помочь школьнику в освоении английского языка

За трудностями в освоении английского обычно стоит неправильная подача материала, неверно подобранная методика, непрофессиональный педагог — мешает что-то одно, но чаще всего занятия английским со школьником сопровождает сочетание этих причин. Однако первоисток — отсутствие мотивации, и полное непонимание того, зачем нужна эта дополнительная нагрузка, если и без нее уроков предостаточно.

Взрослый человек прекрасно понимает, для чего нужно знание английского: международный язык открывает великолепные перспективы во многих сферах жизни. Но как доступно объяснить это ребенку? Школьника в 7, 8, 9, 10 лет (да и старше — тоже) мало интересует карьерный рост и прочие “взрослые” мотиваторы — они на него по возрасту пока что не действуют, поэтому в большинстве случаев в отношении школьных уроков иностранного возникает откровенная неприязнь. Уже в старших классах подросток будет пытаться скопом осилить всю школьную программу — и то, только для того, чтобы подготовиться к ЕГЭ по английскому языку. Родительское внушение “Учи английский — пригодится” игнорируется, потому что никто толком не объясняет — когда и для чего, особенно если отсутствуют какие-то явные причины вроде переезда в другую страну или поступления в зарубежный ВУЗ. В итоге ребенок примерно до 13-14 лет не учит, а зубрит, что не особенно продвигает его в освоении английского и появлении интереса к этому предмету. Поэтому задача родителей — сделать так, чтобы каждое занятие приносило ребенку удовольствие. Нужно убедиться, что нет отвращения к звучанию, суметь доступно объяснить необходимость его изучать и предоставить возможность убедиться в ней самостоятельно.

Как распознать проблемы с английским у школьника?

Если преподавать английский язык ребенку 7-10 лет в скучной, сухой форме — это однозначно отправит его в копилку нелюбимых предметов. Да, уроки будут вызубрены, но важно не только заучивать, но и понимать. Эксперты выделяют несколько признаков, по которым можно судить о возникшей проблеме с обучением:

  • рабочая тетрадь ученика содержит только таблицы со словарем и транскрипциями, а какие-либо рукописные тексты отсутствуют;
  • нет устного задания (пересказ прочитанного);
  • на уроках и в домашней работе нет творческой составляющей (сценка из театральной постановки, эссе, стихи, произвольный диалог и т. д.);
  • количество часов, отведенных в школе на английский — менее 4-х;
  • рассказывая о школе, ребенок жалуется на скучный иностранный.

Любой из этих признаков говорит о том, что школьная программа нацелена на теорию и грамматику. Без них не обойтись, но до 15-16 лет воспринимать правила довольно сложно, поэтому родители должны понаблюдать за обучением и, если дело действительно в программе, то попытаться решить возникшую проблему. Не стоит рубить сплеча и сразу менять школу: есть и другие методы, которые подскажут, как лучше учить английский школьнику, и вдохновить его на искренний интерес к этому процессу. Также стоит ознакомиться с трудностями, которые поджидают любого ученика:

  • необходимость в дополнительных занятиях из-за малого количества часов;
  • ограничение общим уровнем класса: если ребенок превосходит его, то он вынужден держаться в общей группе, и для дальнейшего развития понадобится домашнее обучение или дополнительные занятия на курсах английского для детей его уровня;
  • необъективная оценка уровня владения языком;
  • изучаемые слова делятся на небольшие группы (примерно 50 в две недели), но при таком изучении мало что откладывается в долгосрочной памяти;
  • растянутое изучение грамматики: школьник не видит общей картины, и не может понять ее структуру, что в некотором роде мешает ему в обучении;
  • хитрости вроде шпаргалок и т. д., возможность получить более высокую оценку за количество выученных слов при “хромающей” грамматике и наоборот.

Еще одна важная вещь, которая изрядно мешает учиться — Всемирная сеть. Да, это колоссальное по объему хранилище знаний, и к нему обязательно нужно обращаться, но, в то же время, легкость и быстрота получения сведений могут приучать к иллюзии, что запоминать больше ничего не нужно — достаточно уметь пользоваться гаджетами, которые помогут добыть нужную информацию. Задача педагога и родителей — обоснованно, доступно, без криков и давления собственным авторитетом доказать, что собственные знания и грамотность нужны в любую эпоху.

Вышесказанное можно свести к следующему выводу: если необходимо базовое знакомство с английским, теория, то стандартного школьного уровня будет достаточно. В случае, если запланирован беглый, богатый, правильный разговорный язык, то без дополнительного обучения его не добиться, поэтому центр обучения английскому языку и другим предметам “Интенсив” предлагает специализированные курсы для школьников.

Как мотивировать ученика?

Здорово, если хотя бы у одного из родителей хороший английский: это позволит часто общаться с ребенком на этом языке, а заодно — закрыть большинство пробелов после программы, которую предлагает школа. Если это невозможно, то есть несколько отличных вариантов мотивации, благодаря которым есть все шансы увлечь ученика.

Начинать можно с медиа и литературы. Оригинальный язык множества мультиков и фильмов — английский. Ненавязчивое предложение вместе посмотреть их с субтитрами — первый шаг к одиночному просмотру по желанию ребенка. Это будет легко, если фильм, который он очень ждет, уже появился — но только за рубежом, и еще не продублирован на русский. То же самое с печатными изданиями и песнями. В интернете можно пользоваться англоязычными поисковыми системами, — постепенно к школьнику придет понимание всей глобальности того объема возможностей, которые предоставляет ему знание языка.

Даже если родители не владеют английским, они должны помогать ребенку в его изучении. Речь идет не о фонетике, лексике и прочем, а о посильной помощи. Живой интерес взрослых к тому, как успехи у школьника, к его деятельности — даже к ведению обычного словарика — все это вкупе создает обстановку, в которой ученик видит искреннюю поддержку. Нельзя зацикливаться на неудачах: нужно делать акцент на успехах.

Как исправить ошибки в обучении?

В ходе изучения English Language, скорее всего, возникнут проблемы, и будут допущены ошибки — никто не идеален. Но их можно и нужно исправлять. Ниже приведены самые распространенные ситуации и советы по их решению.

  1. Дети часто пытаются писать слова, ориентируясь на слух, и из-за этого изрядно хромает правописание. Если основные правила чтения уже изучены, то можно взять на вооружение интересный мнемонический прием, который представляет “проблемные” слова в виде аббревиатур. Например, people: People Eat Omelettes People Like Eggs. Подобные предложения можно придумать практически для каждого слова.
  2. Обучение английскому языку школьников 2-3 классов предполагает изучение времен английских глаголов, но дети этого возраста еще не совсем внятно представляют, что такое “время”. При самостоятельном изучении выходом может стать его визуализация, например, три листа бумаги, склеенных в один: “прошлое-вчера”, “настоящее-сегодня” и “будущее-завтра”. С таким макетом объяснение будет понятнее.
  3. Нежелание пользоваться словарями: часто это лень, потому что порой слово быстрее и проще понять по контексту. Однако навык поиска информации в энциклопедии все же необходим: на помощь придет красочный детский словарь, или его электронные аналоги (не программа-переводчик!).
  4. Попытка ребенка сэкономить время за счет непонятого задания (не стал делать, уделив время другим урокам) приведет к дальнейшему пробелу в знаниях. В этом случае нужно набраться терпения, и обязательно (при необходимости — несколько раз) разобрать непонятные темы вместе со школьником.

Одна из граней решения проблем с изучением нового материала — открытый диалог с ребенком, в котором можно выяснить причины нежелания учить английский, и найти способы их устранения. Образовательный центр “Интенсив” рекомендует уникальные методики обучения, способные заинтересовать школьников: с их программой можно ознакомиться на открытых уроках, расписание которых можно посмотреть на нашем сайте.

 

0
Наверх