Большинство современных работодателей заинтересовано в постоянном развитии персонала. Особое внимание уделяется иностранным языкам — многие компании организовывают корпоративные курсы английского языка, на которых сотрудники получают базовые навыки общения и изучают профессиональную терминологию.
Сложности корпоративного обучения
При всех преимуществах обучения в компании, преподаватели часто сталкиваются со сложностями из-за несовпадения уровня знаний студентов в группе. Сотрудников распределяют в соответствии с результатами тестирования, но даже это не гарантирует, что в одной группе будут учиться люди, которые в равной степени владеют всеми языковыми навыками. Сложность состоит в том, что группы формируют в закрытом коллективе, где, например, из 30 сотрудников необходимо сформировать 3 группы. При этом учитывается не только исходный уровень владения английским, но и другие факторы:
- специфика работы — в компании могут быть организованы курсы технического английского для переводчиков и занятия общего направления для другого персонала;
- учебные цели — деловая переписка, телефонные переговоры, общение с клиентами, участие в международных мероприятиях;
- график работы — в одну группу объединяют сотрудников, которые имеют возможность заниматься в определенное время;
- иерархия в компании — часто руководство занимается отдельно от других сотрудников.
Если уровень знаний внутри группы значительно отличается, кому-то из студентов нагрузка может казаться слишком большой, в то время как у других будет ощущение отсутствия прогресса. Оптимизировать учебный процесс помогает разноуровневое обучение и индивидуальный подход.
Особенности разноуровневого подхода
Разноуровневое обучение предполагает организацию занятий таким образом, чтобы каждый студент в полной мере усвоил новый материал. Такой подход необходим, если в группе обучаются студенты с разным уровнем или скоростью усвоения материала. Иногда возникает ситуация, когда изначально студенты в группе имеют одинаковый уровень, но со временем кто-то начинает отставать или опережает других. Скорость обучения отличается у разных людей и зависит от:
- возраста;
- способностей к языкам;
- опыта изучение других иностранных языков;
- мотивации;
- занятости и возможности заниматься в свободное время.
Если преподаватели Центра “Интенсив” замечают, что кто-то из студентов испытывает сложности в усвоении материала, возможны несколько вариантов решения проблемы:
- Перевод студента в более сильную или более слабую группу.
- Индивидуальное обучение. Например, курс бизнес английского языка может оказаться слишком сложным для учащегося с уровнем Pre-Intermediate и тогда будет целесообразно параллельно заниматься с преподавателем, чтобы улучшить базовые языковые навыки.
- Использование методики разноуровневого обучения.
Дифференцированный подход позволяет сделать обучение более эффективным и целенаправленным, а также постепенно сгладить разницу в знаниях между студентами.
Как используют разноуровневое обучение на специализированных курсах?
При составлении программы корпоративного обучения, как правило, учитывается специфика работы компании. Помимо лексики, соответствующей уровню группы, методисты языковой школы включают в программу профессиональную терминологию и речевые конструкции, актуальные для работы компании.
Разговорная практика строится на основе ситуаций, типичных для конкретной сферы деятельности. Например, на курсах английского для гостиничного бизнеса прорабатывают стандартные диалоги с гостями, решение конфликтных ситуаций, изучают фразы, необходимые для переписки с клиентами.
Для некоторых студентов, имеющих пробелы в знаниях, профессиональное обучение может быть слишком сложным. Проблемы часто возникают из-за:
- недостаточного знания грамматики;
- отсутствия опыта общения на английском или языкового барьера;
- недостаточно развитого навыка аудирования;
- небольшого словарного запаса.
В таких случаях задача преподавателя — заполнить пробел и усилить слабый навык с помощью индивидуальных заданий и объяснения сложных моментов.
Возникающие проблемы и их решение отличаются не только в зависимости от конкретной ситуации, но и от уровня студентов.
Начальный уровень
На начальном уровне сложности возникают с грамматикой, произношением, запоминанием новых слов.
Для улучшения этих навыков преподаватели используют различные формы дифференцированного обучения:
- Для расширения словарного запаса преподаватель посоветует современные методики запоминания новых слов — интерактивные карточки и приложения, а также даст студенту дополнительные задания для отработки лексики.
- Если возникли сложности с грамматикой, преподаватель индивидуально объясняет теоретическую часть и дает упражнения по теме.
- Для улучшения произношения используют скороговорки, специальные аудиоупражнения, домашние задания для отработки звуков и интонации.
Например, на курсах английского языка для бортпроводников в Москве часто учатся люди из разных стран, со своими особенностями произношения. Для того, чтобы привести произношение студентов к единому стандарту преподаватели дают каждому индивидуальные задания для отработки определенных звуков.
Средний и продвинутый уровень
У студентов со средним или продвинутым уровнем чаще возникают другие проблемы — с пониманием английского на слух и беглостью речи.
На занятиях для уровня Upper-Intermediate и выше студенты обсуждают на английском различные аспекты работы, профессиональные статьи, научные инновации, делают доклады и презентации. На курсах повышения квалификации для преподавателей английского изучаются современные тенденции и методики преподавания, обучение студентов различного возраста и профессий.
Это требует хорошо развитых языковых навыков и умения обрабатывать большое количество информации на английском. Если у кого-то из студентов не хватает знаний или умений в каком-то аспекте, преподаватель подбирает индивидуально более простые темы для обсуждения, адаптированные статьи и аудиоматериалы, постепенно усложняя материал.
Преподаватель также может посоветовать тематические ресурсы для самостоятельной работы и поиска профессиональной информации на английском.
Разноуровневый подход не только помогает студентам адаптироваться к обучению в группе, но и мотивирует на дальнейшее совершенствование и изучение языка.