Разноуровневое обучение на корпоративных курсах английского языка — особенности и преимущества методики

Большинство современных работодателей заинтересовано в постоянном развитии персонала. Особое внимание уделяется иностранным языкам — многие компании организовывают корпоративные курсы английского языка, на которых сотрудники получают базовые навыки общения и изучают профессиональную терминологию. 

Сложности корпоративного обучения

При всех преимуществах обучения в компании, преподаватели часто сталкиваются со сложностями из-за несовпадения уровня знаний студентов в группе. Сотрудников распределяют в соответствии с результатами тестирования, но даже это не гарантирует, что в одной группе будут учиться люди, которые в равной степени владеют всеми языковыми навыками. Сложность состоит в том, что группы формируют в закрытом коллективе, где, например, из 30 сотрудников необходимо сформировать 3 группы. При этом учитывается не только исходный уровень владения английским, но и другие факторы:

  • специфика работы — в компании могут быть организованы курсы технического английского для переводчиков и занятия общего направления для другого персонала;
  • учебные цели — деловая переписка, телефонные переговоры, общение с клиентами, участие в международных мероприятиях;
  • график работы — в одну группу объединяют сотрудников, которые имеют возможность заниматься в определенное время;
  • иерархия в компании — часто руководство занимается отдельно от других сотрудников.

Если уровень знаний внутри группы значительно отличается, кому-то из студентов нагрузка может казаться слишком большой, в то время как у других будет ощущение отсутствия прогресса. Оптимизировать учебный процесс помогает разноуровневое обучение и индивидуальный подход.

Особенности разноуровневого подхода

Разноуровневое обучение предполагает организацию занятий таким образом, чтобы каждый студент в полной мере усвоил новый материал. Такой подход необходим, если в группе обучаются студенты с разным уровнем или скоростью усвоения материала. Иногда возникает ситуация, когда изначально студенты в группе имеют одинаковый уровень, но со временем кто-то начинает отставать или опережает других. Скорость обучения отличается у разных людей и зависит от:

  • возраста; 
  • способностей к языкам;
  • опыта изучение других иностранных языков;
  • мотивации;
  • занятости и возможности заниматься в свободное время.

Если преподаватели Центра “Интенсив” замечают, что кто-то из студентов испытывает сложности в усвоении материала, возможны несколько вариантов решения проблемы: 

  1. Перевод студента в более сильную или более слабую группу. 
  2. Индивидуальное обучение. Например, курс бизнес английского языка может оказаться слишком сложным для учащегося с уровнем Pre-Intermediate и тогда будет целесообразно параллельно заниматься с преподавателем, чтобы улучшить базовые языковые навыки.   
  3. Использование методики разноуровневого обучения.

Дифференцированный подход позволяет сделать обучение более эффективным и целенаправленным, а также постепенно сгладить разницу в знаниях между студентами. 

Как используют разноуровневое обучение на специализированных курсах?

При составлении программы корпоративного обучения, как правило, учитывается специфика работы компании. Помимо лексики, соответствующей уровню группы, методисты языковой школы включают в программу профессиональную терминологию и речевые конструкции, актуальные для работы компании. 

Разговорная практика строится на основе ситуаций, типичных для конкретной сферы деятельности. Например, на курсах английского для гостиничного бизнеса прорабатывают стандартные диалоги с гостями, решение конфликтных ситуаций, изучают фразы, необходимые для переписки с клиентами.

Для некоторых студентов, имеющих пробелы в знаниях, профессиональное обучение может быть слишком сложным. Проблемы часто возникают из-за:

  • недостаточного знания грамматики;
  • отсутствия опыта общения на английском или языкового барьера;
  • недостаточно развитого навыка аудирования;
  • небольшого словарного запаса.

В таких случаях задача преподавателя — заполнить пробел и усилить слабый навык с помощью индивидуальных заданий и объяснения сложных моментов.

Возникающие проблемы и их решение отличаются не только в зависимости от конкретной ситуации, но и от уровня студентов.

Начальный уровень

На начальном уровне сложности возникают с грамматикой, произношением, запоминанием новых слов.

Для улучшения этих навыков преподаватели используют различные формы дифференцированного обучения:

  • Для расширения словарного запаса преподаватель посоветует современные методики запоминания новых слов  — интерактивные карточки и приложения, а также даст студенту дополнительные задания для отработки лексики. 
  • Если возникли сложности с грамматикой, преподаватель индивидуально объясняет теоретическую часть и дает упражнения по теме.
  • Для улучшения произношения используют скороговорки, специальные аудиоупражнения, домашние задания для отработки звуков и интонации. 

Например, на курсах английского языка для бортпроводников в Москве часто учатся люди из разных стран, со своими особенностями произношения. Для того, чтобы привести произношение студентов к единому стандарту преподаватели дают каждому индивидуальные задания для отработки определенных звуков.

Средний и продвинутый уровень

У студентов со средним или продвинутым уровнем чаще возникают другие проблемы — с пониманием английского на слух и беглостью речи. 

На занятиях для уровня Upper-Intermediate и выше студенты обсуждают на английском различные аспекты работы, профессиональные статьи, научные инновации, делают доклады и презентации. На курсах повышения квалификации для преподавателей английского изучаются современные тенденции и методики преподавания, обучение студентов различного возраста и профессий.

Это требует хорошо развитых языковых навыков и умения обрабатывать большое количество информации на английском. Если у кого-то из студентов не хватает знаний или умений в каком-то аспекте, преподаватель подбирает индивидуально более простые темы для обсуждения, адаптированные статьи и аудиоматериалы, постепенно усложняя материал. 

 

Преподаватель также может посоветовать тематические ресурсы для самостоятельной работы и поиска профессиональной информации на английском.

Разноуровневый подход не только помогает студентам адаптироваться к обучению в группе, но и мотивирует на дальнейшее совершенствование и изучение языка. 

0
Наверх