Групповое обучение иностранным языкам эффективно благодаря общению между студентами и широким возможностям для развития диалогической речи. Результат изучения английского языка для взрослых и детей в группе зависит не только от применяемых методик преподавания, но и от соответствия уровня подготовки учеников. В разноуровневых группах используется дифференцированное обучение, которое предполагает индивидуальный подход к каждому студенту.
Когда нужно разноуровневое обучение?
Разноуровневое обучение часто применяется в языковых центрах, где обучают взрослых студентов и старшеклассников. Собрать группу детей 5–10 лет с приблизительно одинаковым компетенциями достаточно просто, поскольку ребята в этом возрасте только начинают изучение языка. Взрослые группы формируются в зависимости от результатов тестирования, при этом уровень владения каждым из речевых навыков может отличаться.
Например, на курсы английского языка с нуля для взрослых приходят люди с различными исходными данными – кто-то учил язык много лет назад и почти все забыл, у кого-то есть базовые теоретические знания, но отсутствуют практические навыки или, наоборот, хорошо развита разговорная речь, но нужно подтянуть грамматику. Если в одной группе оказываются студенты с разным уровнем подготовки, преподаватель использует индивидуальный подход и адаптирует учебный материал к потребностям каждого ученика.
В случае значительных отличий в уровне знаний целесообразно совмещать групповые и индивидуальные занятия, чтобы заполнить пробелы и сделать обучение более эффективным.
Принципы разноуровневого обучения
Дифференцированный подход предполагает создание оптимальных условий для получения знаний учениками в зависимости не только от уровня, но и от особенностей памяти, индивидуального темпа усвоения нового материала, стиля обучения. На курсах английского языка для школьников и взрослых преподаватели используют современные методики, которые позволяют учитывать потребности каждого студента и предоставляют возможность варьировать уровень сложности заданий.
Преимущества разноуровневого обучения:
- создание конкурентной среды, стимулирующей учебный прогресс;
- мотивирование учеников заниматься саморазвитием;
- равномерное развитие всех языковых навыков;
- возможность слабым студентом подтянуть знания, а сильным – изучить материал быстрее и глубже.
Индивидуальный подход применяется при распределении заданий на уроке, определении уровня сложности самостоятельных заданий, а также при промежуточном оценивании учеников.
Особенности обучения студентов разного возраста
Преподаватели центра “Интенсив” применяют различные форматы дифференцированного обучения, помогающие сформировать языковые навыки студентов. Наиболее эффективно:
- использование заданий разной степени сложности;
- упражнения на повторение для слабых учеников;
- более сложные задания для сильных студентов, например, поиск и презентация дополнительной информации по изучаемой разговорной теме;
- использование карточек с индивидуальными заданиями;
- объединение студентов в пары для ролевых игр и диалогов в зависимости от знаний и психологических особенностей.
Индивидуальный подход в организации учебного процесса и дружеская обстановка позволяют успешно заниматься в одной группе студентам с разным уровнем подготовки.